Поскольку это не первая наша поездка в "поднебесную", подготовка была не слишком долгой и утомительной. Цель поездки - совмещение некоторого количества дел: осмотр одной из выставок в городе Донгуан, что под Гуанчжоу, визит к нашим китайским поставщикам и в оставшееся время осмотр некоторого количества достопримечательностей. Визы и билеты оформляли через агенство. Визу делали неделю и стоила она 3000 руб., можно оформить её по прилету в аэропорту, однако мы не были в этом уверены и сделали всё заранее. А вот с билетами были вопросы. Выбирали из соображения стоимости (в основном, поскольку летело 4 человека) и удобства по времени. Выбрали "Хайнань аирлайнз" и, как показала практика, не зря. Взяли билеты до Пекина и обратно и один внутренний перелет до Гунчжоу. Если маршрут перелетов известен заранее, лучше брать всё сразу, китайцы дают при этом хорошую скидку. Помимо этого рассматривали вариант с "Трансаэро", но уж время больно неудобное и цена за счет внутреннего рейса практически невилируется. Был еще вариант с "Юго-западными" линиями до Гуанчжоу с посадкой, но несмотря на то что он дешевле , решили не экспериментировать. По отзывам летавших там плохие старые самолеты, проводники не говорят по-английски практически и самолет делает многочасовую остановку в Урумчи на прохождение паспортного контроля, а условия там не супер. Наш рейс выполнял "Аэробус 330" вылет в 21.20 из Москвы с прилетом в Пекин в 9 утра следующего дня. Цена билета 25600 руб. за три перелета на человека. Из недостатков - в Пекине ехали от самолета на автобусе, у меня немного заедало кресло, а у одного из попутчиков барахлил монитор в подголовнике. Из плюсов - самолет довольно новый, очень вежливый персонал, хорошо говорит по-английски, есть фильмы на русском языке. Всеми перелётами остались очень довольны.
Поскольку среди нас были впервые попавшие в Пекин и в Китай, осмотр достопримечательностей решили начать с так сказать главной - Гугуна или Запретного города, дворца китайских императоров (40 юаней). Чесно говоря зрелище слабое. Огромное скопление однообразных построек, всё очень пыльное и даже так называемая сокровищьница вызыает только чувство недоумения. Складывается впечатление, что во-первых китайские императоры были нищими, во-вторых здесь лет сто никто не убирался. Особенно потрясают входы в залы сокровищницы с такими грязными зановесями, что после выхода хочется сжечь одежду и принять ванну с хлоркой. Кое-где правда проводились ремонтные работы отчего часть построек стала смахивать на новодел. И вообще у меня и не только осталось стойкое чувство, что все достопримечательности Пекина и окрестностей это сплошной fake, как и товары на китайских рынках.
Схема "Зимнего" здесь (2Мбайт)Пройдя через весь комплекс насквозь попали на "самую большую площадь мира" Тяньаньмынь.
Дальше мимо мавзолея Мао к остаткам городских стен Пекина в виде двух башен и пешеходной улочке Циньмень. По ней ходит антикварный трамвай и на ней куча магазинчиков и, ближе к концу, кафэшек.
Здесь мы пообедали поехали на такси на улицу Ванфудзин, тоже частично пешеходной и тоже с кучей магазинов. Обжорство продолжилось на ночном рынке, находящимся в нескольких перпендикулярных переулках, и торгующих шашлычками из всего чего угодно, сладостями и всякой снедью. Особой популярностью здесь пользуются всякие гады, которых правда больше фотографируют чем едят. Впрочем, в отличие от прошлых лет, здесь довольно апетитный запах и можно недурно закусить под холодную баночку пива.
Но и этим мы не стали ограничиваться и переместились в ресторан "Цюаньцзюдэ".
Утром следующего дня ввиду ограниченного времени, решили посетить что то недалёкое. Съев по бутерброду и выпив по кофе в "Сабвее" пошли в парк "Угольная горка", расположенный напротив Гугуна. Когда-то это територия и сама принадлежала запретному городу и здесь на белой акации повесился последний император династии Мин Чунчжень. С верху горки открывается прекрасный вид на парк, сам запретный город и парк Бейхай. Единственное что огорчило нас, так это дымка закрывавшая весь вид. Впрочем дымка для Пекина скорее правило чем исключение. Билет в парк стоит 2 юаня.
Схема Парка "Угольная горка" здесь (400Kбайт)Во второй день осмотра решили летний императорский дворец. Цена билета 20 юаней, Буддийская башня еще 10. День начался не с самого утра, поскольку мы вернулись с "югов", о чем будет отдельный рассказ (гастрономический). Впечатление конечно лучше, чем от "зимнего", где совсем серо и пыльно, но принцип тот-же. Конечно если уж занесло в Пекин, то съездить стоит. Из архитектурных изысков - те же крыши, что и везде, те же павильончики - беседочки... Разнообразие вносит только "длинный корридор" с чудным видом на озеро и "Мраморная лодка" которая правда совсем не мраморная, а довольно облезлая. Говорят, что императрица Цыси потратила на её создание все деньги, предназначавшиеся на ремонт китайского флота. Могу себе представить тот флот. Видимо жалкое зрелище, впрочем как и с сокровищница в зимнем. Нищими были китайцы до недавнего времени. Даже императоры.
Общая схема "Летнего" здесьПосле прогулки вернулись на такси (в пределах центра любая поездка от 10 до 30 юаней) на ночной рынок и зашли на этой же улочке в ресторанчик. Это был первый гастрономический облом в Китае. Очень дорого и довольно невкусно. Жаль название не запомнил. И вообще мой совет такой - если в меню встречаются блюда за 500 юаней и более делать в таком заведении нечего. Где нибудь рядом будет всё то-же самое в пять раз дешевле.
Выбирали направление недолго. Выбрали Бадалин во-первых потому, что ближе, во-вторых на обратном пути можно заехать в Чанлин и посмотреть гробницы, в-третьих кроме меня всем было всё равно куда ехать, а я там не был. Я был на другом участке в Мутянью, по впечатлениям разницы никакой. Найти вариант с транспортом в общем-то не проблемма. В гостиницах как правило есть предложения, однако все норовят взять с каждого долларов по 80. Возле Гугуна много страждующих "гидов" готовых отвезти вас куда угодно (сомнительное мероприятие, не советую). Мы нашли машину с очень очень мало говорящим на русском водителем в чайном магазине "Олега", расположенном рядом с торговым центром Ябаоло. Цена 400 - 500 юаней за поездку на стену плюс гробницы династии Мин. От Пекина до Бадалина порядка 60 километров. По дороге можно заскочить на еще один маленький и симпатичный участок стены, но мы этого не делали по причине короткого светового дня зимой. Маршрутов по стене в Бадолине придумать можно много. По-моему лучше сделать так: подняться на верх на фуникулёре (вход на стену 40 юаней, фуникулёр еще 60) и потом всё время спускаться (как мы и сделали), либо сразу резко подняться вверх и потом спускаться вначале в своеобразную долину, на самом деле спусков и подъемов на этом куске несколько, но спуск преобладает, а потом опять подняться на поездочке, похожим на детский аттракцион, и потом уже окончательно спускаться к трассе как в первом варианте. Второй путь несомненно интереснее, но он неочевиден. Схемы нет, подъёмы и спуски очень крутые и надо иметь хорошую физическую форму и много времени чтобы экспериментировать. Виды очень красивые. Погода шикарная, но всё равно небольшая дымка. И очень сильный ветер. Похоже здесь это не редкость и к нему надо быть готовым. И вообще одежда и обувь должна быть удобной, непродуваемой и предназначенной для долгой пешей прогулки. На стене, видимо из-за выходных народу просто прорва. Сделать фото без тысячи китайских лиц просто невозможно. Кстати не пытайтесь ждать пока китайцы что-то фотографируют - смело лезьте в кадр. Взаимности всё равно не дождетесь. Китайцы редкие хамы и не нужно пытаться пропускать их.
После стены мы отправились на осмотр гробниц китайских императоров династии Мин в Чанлин, где самое большое подобное захоронение. Цена билета 30 юаней - деньги на ветер. Вообще гробниц 13, они разбросаны на территории в 40 квадратных километров, к комплексу ведет дорога духов длинной 7 километров. Из всех гробниц три отреставрированы и в одной раскопаны погребальные камеры - это Динлин, куда и надо было наверное ехать. А в Чанлине смотреть нечего. А чтобы объехать весь комплекс надо сутки времени и велосипед или скутер. Вот ведь незадача! Место не интересное а фотографии красивые получились!
Схема расположения гробниц (712Кбайт)Вечером поехали в кафешку на Шен роад, недалеко от торгового центра Ябаоло. Вся улочка от самого парка Ритань - сплошные кафе, в том числе и русские есть. Мы выбрали естественно китайское, где подают Хо-го. Горячий котел собственно. На стол ставится горшок с крышкой и спиртовкой внутри. В горшке бульон, к нему подают различные сорта мяса, рыбы, морепродуктов, овощей, всё мелко нарезано и вариться в течении пол-минуты. Варишь, опускаешь в соус и ешь и еще бульон прихлебываешь. Отличная еда в прохладный вечер.
Последний день решили посвятить покупке сувениров, подарков и может быть каких-то шмоток. Обошли Ябаоло, шелковый и жемчужный рынки. Делать там нечего. Продают откровенное говно, цену заряжают так, что надо делить на 4 - 10 раз. В магазинах то же что и в Москве и цены такие-же только размеры китайские. Вот и всё. Вернулись довольные, с массой впечатлений, чемоданом чая, купленного на юге, кучей магнитов и подарков-сувениров часть из которых сразу развалилась.
P.S. В Шереметьево багаж получали полтора часа! Не зря я всё-таки будучи на юге в славном городе Иу купил флаг Гондураса! Буду торжественно поднимать по утрам!
(с) Я & Зайца!. 16-30.11.2010